Виртуальный музей ансамбля ПЕСНЯРЫ
Информационная страничка Хронологии Энциклопедия Библиотека Участники Медиа


Песняры: хронология событий 1969-2002

Внимание! Раздел постоянно дорабатывается и обновляется!!!

1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985
1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Официальным днём рождения ансамбля принято считать 1 сентября 1969 года, хотя началось всё гораздо раньше.
Владимир Мулявин (создатель, художественный руководитель, а позже и директор "Песняров") родился в России, в Свердловске. Там же получил музыкальное образование и только когда он окончил музыкальное училище, судьба привела его в Минск. С первых дней Белоруссия покорила молодого музыканта. Певучий язык Янки Купалы вкупе с волшебными славянскими мелодиями (звучавшими в душе музыканта с рождения) определили его дальнейшую жизнь.
Военную службу Мулявин проходил под Минском. Уже в середине 60-х он познакомился с будущими участниками ансамбля Леонидом Тышко (бас-гитара), Валерием Яшкиным (орган, баян), Владиславом Мисевичем (флейта, саксофон, дудочка), Александром Демешко (ударные). К слову, все эти музыканты, так же как и сам Мулявин, не были белорусами, но всех объединяла одна страсть – музыка.
В 1967-м году образовался ансамбль "ОрБита-67" - аккомпанирующий состав певицы Нелли Богуславской. Уже в этом ансамбле играли несколько участников будущих "Песняров"
В 1968-м году внутри эстрадного ревю "Лявониха" музыканты организовали ансамбль "Лявоны". Среди его участников были названные выше музыканты, а так же старший брат Владимира Мулявина – Валерий. Он играл на гитаре и трубе. Были ещё два духовика: Валерий Гурдизьяне (тромбон) и Крылов (вторая труба). Ребята увлекались модной в то время бит-музыкой и рок-н-роллом. В какой-то момент начали петь. Первая собственная песня, появившаяся в репертуаре "Лявонов" - "Ты мне вясною прыснілася" (Ю. Семеняко - М. Шушкевич). За ней последовали и первые эксперименты с фольклором (песня "Ой, рана на Івана" и другие). Концерты проходили с большим успехом. Зрители на "ура" принимали новую музыку. Но не все музыканты верили в успех задуманного дела. Так, Крылов покинул ансамбль. В июле 1970-го, сразу после окончания консерватории, в ансамбле "Лявоны" начал работу скрипач-виртуоз Валентин Бадьяров.


В октябре 1970 "Лявоны" решили попробовать свои силы и принять участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Непосредственно перед конкурсом, уже в Москве, по настоянию Минкульта и предложению Леонида Тышко ансамбль меняет название на "Песняры". С новым названием музыканты становятся лауреатами, заняв второе место (первое никому не было присуждено). На конкурсе ансамблем была исполнена песня "Хатынь" (И. Лученок, Г. Петренко). В ансамбле в то время играли следующие участники:

Владимир Мулявин. Художественный руководитель, главный идеолог ансамбля. Автор большого числа песен, музыки большинства номеров концептуальных программ ансамбля и практически всех аранжировок 70-х годов. Обладатель неповторимого мощного голоса, виртуозный гитарист, мультиинструменталист. Единственный участник ансамбля, проработавший в нём с самого начала и до конца. Имя Мулявина неразрывно связано с названием ансамбля, МУЛЯВИН и ПЕСНЯРЫ тождественны.
Александр Демешко. Является единственным заслуженным артистом в Советском Союзе среди барабанщиков (в 1979 году ему присвоено звание заслуженного артиста БССР). До сих пор некоторые из его партий не могут повторить ударники с консерваторским образованием. Он проработал в коллективе до 1988-го года. Всем известны его сольные номера "Заболела ты, мая галованька" и "Чарочка". Демешко был первым в СССР, кто начал играть на двойном комплекте ударных. Его уникальная манера повлияла на многих барабанщиков. Кроме того, он ещё и великолепный актёр! Саркастический вокал Александра можно услышать в нескольких песнях из цикла Владимира Мулявина на стихи Маяковского "Во весь голос!", в "Песне шута" из программы Игоря Паливоды "Весёлые нищие", в других композициях.
Владислав Мисевич. Обладатель великолепного фальцета, играл на флейте, саксофоне, дудочке. Всегда отлично вписывался в ансамблевое пение, но сольных номеров у него практически не было (лишь несколько песен и партия Князя в поэме "Гусляр", которую на студийной записи исполнил Анатолий Кашепаров). Мисевич проработал в коллективе до 1992-го года.
Валерий Яшкин. Помимо того, что он прекрасный баянист и клавишник, ещё и идейный вдохновитель ансамбля. В коллективе он работал органистом довольно недолго. Уже в 1972-м году ушёл, так как поступил на Высшие режиссёрские курсы в ГИТИС и уехал в Москву. Но он всегда помогал ансамблю. К примеру, поставил на сцене рок-оперу "Песня пра долю".
Леонид Тышко играл на бас-гитаре и пел басовые сложнейшие партии. Он ушёл из ансамбля в 1982-м году. Ритм-секция Леонида Тышко и Александра Демешко считается наиболее органичной в "Песнярах". Оба играли в импровизационной манере.
Валерий Мулявин – обладатель уникального тенорового голоса, гитарист. Трагически погиб летом 1973 года в Ялте. Тогда это явилось большим ударом для коллектива. Но концерты, тем не менее, не были отменены и музыканты играли со слезами на глазах. Один Бог знает, чего им это стоило...
Валентин Бадьяров – скрипач-виртуоз. Проиграл в ансамбле не очень долго. Несколько раз возвращался, но также ненадолго. В 70-х годах играл в ансамбле "Поющие гитары", был художественным руководителем ВИА "Сябры", собственной группы, выпустившей несколько пластинок. В 80-х уехал в Германию, где выступает в качестве виртуозного скрипача.
Валерий Гурдезьяни – тромбон. Покинул ансамбль практически сразу после конкурса артистов эстрады.

В ноябре 1970 года, сразу после конкурса Владимир Мулявин пригласил в коллектив Леонида Борткевича. Он в то время был вокалистом в фолк-рок группе "Золотые яблоки". Под впечатлением от великолепного лирического тенора молодого вокалиста Мулявин за одну ночь написал прекрасную балладу "Александрина", которую уже через несколько дней Леонид Борткевич исполнил в Колонном зале Дома Союзов на творческом вечере Петруся Бровки.
После нескольких концертов с новым вокалистом Леонидом Борткевичем, ансамбль покидает тромбонист Валерий Гурдизьяне.
Леонид Борткевич не только поёт в ансамбле, но и играет на трубе.


В начале 1971 года "Песняры" записывают несколько песен, часть из которых вошла в чёрно-белый фильм-концерт "Песняры", снятый в январе 1971-го и показанный по ТВ. Среди них "Купалинка" (бел. нар., обр. В. Мулявин, солист Л. Борткевич), "Як я ехау да яе" (бел. нар., обр. В. Мулявин, солист В. Мулявин), "Забалела ты, мая галованька!" (бел. нар., обр. В. Мулявин, А. Демешко, солист А. Демешко).
Часть записанных песен, прозвучавших в фильме, вошла в первый песняровский диск-гигант. К ним относятся композиции "Ты мне вясною прыснілася" (Ю. Семеняко - М. Шушкевич), "Косил Ясь конюшину" (бел. нар., обр. В. Мулявин), "Пойдем вдоль улицы" (бел. нар., обр. В. Мулявин), "Скрипят мои лапти" (бел. нар., обр. В. Мулявин). Белорусская народная песня "Iз далёкiх iз краёу", также записанная к фильму, не вошла ни в фильм, ни в диск-гигант.
Кроме вышеназванных композиций, для первого диска-гиганта было записано ещё несколько песен, ставших основными хитами группы: "Ой, рано на Ивана" (бел. нар., обр. В. Мулявин), "В поле верба" (бел. нар., обр. В. Мулявин), "Рушники" (Н. Петренко - Г. Соколова), "Александрина" (В. Мулявин – П. Бровка), "Беларусь" (В. Мулявин – В. Скарынкин). В репертуаре ансамбля появляется а'капельная белорусская народная песня "Рэчанька".
Коллектив с каждым днём становится всё популярнее. Поздней осенью 1971 года Владимир Мулявин приглашает Анатолия Кашепарова - солиста ансамбля "Синие гитары", обладателя уникального народного голоса и запредельного фальцета. Анатолий исполняет свой первый хит "Спадчина" (И. Лученок - Я. Купала).


В середине апреля 1972-го в ансамбль берут Владимира Николаева, игравшего до этого в ансамбле "Новый электрон". Владимир играет на клавишных инструментах, тромбоне, саксофоне и поёт. Кроме того, он показывает пантомимы в антрактах между отделениями концертов.
Песняры становятся победителями конкурса политической песни в Минске, а затем и лауреатами Всесоюзного конкурса политической песни.
Ансамбль записывает новые песни, часть из них войдет во второй диск-гигант, вышедший в Ленинграде в 1972-м.
Песняры становятся группой №1 в СССР, опередив во всех хит-парадах другие ВИА.
С той самой поры и до сегодняшнего дня вокал "Песняров" ассоциируется, прежде всего, с тремя именами: Владимир Мулявин, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров. Леонид играл на трубе (закончил музыкальную школу), а Анатолий на баяне (учился в училище), но Мулявин попросил их сконцентрироваться на пении. Именно Лёша и Толя (как ласково называл их Мулявин) стали для ансамбля незаменимыми участниками, определившими неподражаемый, индивидуальный вокальный саунд коллектива, а Владимир Георгиевич не только гениально использовал голосовые возможности вокалистов, но и черпал вдохновение в их магическом пении, создавая музыкальные шедевры.
Ансамблем сделаны культовые хиты "Стоит верба", "Олеся ", "Завушницы", "Хлопец пашеньку пахае", "На что бабе огород", "И здесь гора, и там гора", "Розы цвет" (В. Мулявин – И. Скурко), "Любовь" (И. Лученок, В. Мулявин – Я. Колас), "Черные очи" (В. Зинкевич – Я. Купала)...
Осенью 1972 года уходит Валентин Бадьяров. Его сменил скрипач Виктор Чеслав Поплавский, игравший до этого в ансамбле "Золотые яблоки".
Валерий Яшкин поступает в ГИТИС и принимает участие в жизни ансамбля эпизодически.
"Песняры" становятся лауреатами телевизионного конкурса "Песня года", на заключительном концерте ансамблем исполняются две песни: "Березовый сок" (В. Баснер – М. Матусовский) и "Косил Ясь конюшину" (белорусская народная песня).


В начале 1973-го года в ансамбль приходит пианист-виртуоз Анатолий Гилевич.
Владимир Мулявин завершает работу над драматической джаз-роковой композицией "Крик птицы". Аранжировка написана при участии Анатолия Гилевича (фортепианная середина).
Летом 1973 года в Ялте трагически погиб Валерий Мулявин.
Осенью 1873-го года ансамбль становится лауреатом X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Берлине. На фестивале были исполнены: "Баллада о комсомольском билете" (В. Мулявин - А. Кулешов, рус. текст М. Исаковского), "Баллада о четырёх заложниках" (В. Мулявин - А. Кулешов).
"Песняры" приглашены на съёмки фильма "Эта веселая планета". Специально для ансамбля Давидом Тухмановым написана песня "Наши любимые". Премьера фильма состоялась 31 декабря 1973 года. Песня мгновенно стала хитом. Уже в феврале 1974-го она выходит на пластинке. В фильме снимались не все учатники ансамбля. По каким-то причинам отсутствуют Анатолий Кашепаров и Анатолий Гилевич.


Летом 1974-го ансамбль приглашен на съёмки фильма "Ясь и Янина". Специально для фильма "Песняры" записали несколько песен: "Ты моя отрада", "Жили-были", "Ночь Купалы", новую версию "Косил Ясь конюшину". Первая из указанных песен становится хитом.
Ансамблем создана монументальная арт-роковая композиции "Перепёлочка".
Осень 1974-го - гастроли в Болгарии.
В конце года возвращается Валентин Бадьяров. Московская премьера "Перепёлочки" совпала с его временным пребыванием в ансамбле, скрипичное соло во вступлении композиции на Московских концертах играет не Чеслав Поплавский, а Валентин.


Валентин Бадьяров надолго не задержался и в начале 1975 года снова покинул ансамбль. В концертном репертуаре ансамбля появляется продолжительная прог-роковая композиция "Ванька-встанька".
Летом 1975-го Валерий Яшкин заканчивает эстрадное отделение режиссёрского факультета ГИТИСа. В сентябре начинается обсуждение нового проекта: фолк-рок-оперы по мотивам поэзии Янки Купалы. К концу года готово либретто (автор - Валерий Яшкин, он же режиссёр-постановщик), совместными усилиями разработана общая концепция произведения.
Ансамбль вновь становится лауреатом телевизионного конкурса "Песня года", на заключительном концерте исполняется песня "Добрый вечер, девчоночка" (И. Лученок – слова народные).


В начале 1976-го года приходит великолепный вокалист и скрипач-виртуоз Юрий Денисов. Помимо скрипки, на некоторых концертах он играл на бас-гитаре. Ансамблем сыграно несколько песен Александры Пахмутовой. В их числе "Белоруссия", спетая Леонидом Борткевичем и ставшая одной из визитных карточек ансамбля (в 1976-м году на пластинках выходит первый вариант песни), "Беловежская пуща", непревзойдённо исполненная Юрием Денисовым. Им же на концертах исполнялась песня "Снег".
В январе 1976-го года "Песняры" принимают участие в Каннском фестивале MIDEM (Франция), куда они были приглашены как наиболее коммерчески успешный коллектив СССР (по итогам продаж пластинок с их первыми двумя альбомами). В Каннах музыканты ансамбля посещают концерт Рика Вэйкмана.
Весной 1976-го года приходят сессионные музыканты: вокалистка Людмила Исупова, тромбонист Октай Айвазов, трубач Вячеслав Михнович, перкуссионист Марк Шмелькин. Они приглашены для участия в рок-опере "Песнь о доле".
В марте 1976-го года на творческом вечере Матусовского в Колонном зале Дома Союзов состоялась премьера песни "Вологда" (солист - Анатолий Кашепаров). Также на вечере исполнены песни "Московские окна" (солист - Владимир Мулявин), "Девушка из Бреста" (солист - Леонид Борткевич), "Чёрное море моё" (солист - Юрий Денисов).
В июне 1976 года состоялась премьера "Песни о доле".
Ноябрь - концерты в Хорватии, затем 22-дневные гастроли по Югославии.
"Песняры" – первый коллектив в СССР, поехавший в декабре 1976-го года на гастроли в США. В Америку едут основным составом (без сессионных музыкантов), но без Юрия Денисова, не имевшего права на выезд за границу. С ансамблем едет Игорь Лученок. Выступали перед американской молодёжью. Успех был феноменальный. Говорят, на концертах присутствовали музыканты из "Beatles", называвшие потом "Песняров" лучшей фолк-рок-группой в мире. О группе писали в крупнейших американских журналах, таких как Billboard. К сожалению, об ансамбле практически сразу забыли в Америке, так как никакой раскрутки после поездки не последовало. И даже диск записанный совместно с группой "New Christie Minstrels" на фирме "Columbia" никогда не был оттиражирован.
В самом конце года из ансамбля уходит Юрий Денисов. В ансамбле появляется новый солист - Валерий Дайнеко.
На заключительном концерте конкурса "Песня года" ансамблем исполнены песни "Белоруссия" (А. Пахмутова – Н. Добронравов) и "Вологда" (Б. Мокроусов – М. Матусовский).


3 января 1977-го года в ансамбль принят новый гитарист и аранжировщик Владимир Ткаченко.
Съёмки для фильма "Диск". Запись на Мосфильме 3-го диска с песнями "Явор и калина", "Поцелуй", "По воду iшла", "Крик птицы", "Белоруссия", "До третьих петухов", "Беловежская пуща", "Вологда".
В какой-то момент Вячеслава Михновича сменяет Евгений Поздышев. Уходит Валерий Яшкин, больше не исполняют "Песнь о доле".
Ещё до снятия с концертной программы "Песни о доле" в прессе появляется информация о планах "Песняров" сделать "Курган" на музыку Игоря Лученка.
В конце 1977 года уходит Людмила Исупова, позже она появлялась в ансамбле ещё раз, её голос можно услышать на пластинке "Гусляр". "Долю", кроме Исуповой, пела вокалистка Ольга Хиженкова.
В конце года ансамбль в составе делегации артистов эстрады СССР едет во второй раз в США.
На заключительном концерте конкурса "Песня года" ансамблем исполнена песня "Вероника" (И. Лученок – М. Богданович).


Весной или летом 1978-го года на фирме "Мелодия" записывается 4 диск ансамбля с песнями "Перепёлочка", "Машенька", "Калина"... В августе пианиста Анатолия Гилевича сменяет Игорь Паливода. Начинается работа над рок-оперой "Гусляр".
Владимиром Ткаченко написана гениальная а'капельная аранжировка песни "Каждый четвёртый". Позже песня записывается в студии и выходит на пластинке-миньоне.


Первая половина 1979-го года - концерты с "Гусляром" в Минске, Москве, Бресте, в Прибалтике (Таллинн, Рига), на Украине (Харьков, Запорожье), в Челябинске, Свердловске, Перми, Тюмени, Казани... Июнь-июль 1979-го года - начинается работа над программой "Обрядовые песни". Конец июля - начало августа - запись пластинки "Гусляр" на фирме "Мелодия". На пластинке можно услышать голос вокалистки. Предположительно Людмилы Исуповой, но по словам звукорежиссёра "Мелодии" Рафика Рагимова, вокальные партии исполняла некая неизвестная девушка. После записи уходят Марк Шмелькин и Чеслав Поплавский. 1 сентября 1979-го года ансамблю исполнилось 10 лет. В Москве в к/з Россия состоялась премьера "Обрядовых песен".
На заключительном концерте конкурса "Песня года" ансамблем исполнена песня "Каждый четвертый" (Т. Хренников – М. Матусовский).


В 1980-м, когда коллектив был на пике популярности, Леонид Борткевич поступает в ГИТИС и принимает решение об уходе из ансамбля. Найдена замена – вокалист Игорь Пеня.
Уход Борткевича ощущается очень остро. Многие поклонники не восприняли Пеню как замену. Впоследствии Игорь спел огромное число великолепных песен, написанных Мулявиным, Лученком, Молчаном и другими композиторами, непосредственно под его голос. Но повторить мастерство Леонида Борткевича, исполнить его песни лучше или на том же уровне, так никому и не удалось. Таково мнение многих слушателей.
В 1980-м уходит Октай Айвазов.


К февралю 1981-го года Игорем Паливодой была написана новая программа "Весёлые нищие" на стихи Роберта Бёрнса. Идея написания цикла - Владимир Мулявин, полная реализация - Игорь Паливода. Работа над программой шла, предположительно, в декабре 1980-го - январе 1981-го. Премьера программы состоялась в городе Фрунзе в феврале 1981-го. За барабанами на полгода появляется дублёр Сергей Лапташов. Александр Демешко утверждает, что программу на ударных исполнял он. По воспоминаниям Владимира Ткаченко, барабанил Сергей Лапташов. В этом же году программа была живьём записана на репетиционной базе "Песняров" в воинской части Уручье.
В середине 1981-го в ансамбль приходит пианист Аркадий Эскин. Владимир Николаев принимает участие в жизни коллектива эпизодически.
В текущих выпусках телефестиваля "Песня-81" под студийные фонограммы исполнялись песни "Зачарованная моя" и "Слушай, тёща".


4-го марта 1982 года Борис Бернштейн сменил Леонида Тышко. Одновременно с ним приходят ударник Владимир Беляев и вокалист Владимир Кудрин. Кудрин был совсем недолго и принимал участие в концертах летом 1982-го года. В 1982-м ушёл Евгений Поздышев.
Песенное отделение концертов пополняется новыми композициями: "Расскажи мне, отец", "Милую тебя", "Ой, летели комары", "Песня о Минске", "Две Мовы у Меня", "Журавли на полесье летят ", "Молодой агроном", "Сонет Шекспира", "Я всё тот же", "Я не могу иначе", "Если нас любят", "Беседа с отечеством", "В тёмном лесе".
Лето 1982-го - концерты в Москве и Ленинграде. В московском к/з "Россия" был записан один из концертов. Позже вышел двойной диск-гигант "Зачарованная моя" с некоторыми песнями из этого концерта. На концерте исполнялись 4 песни из "Весёлых Нищих" и 4 композиции из готовившейся ансамблем новой программы на стихи Янки Купалы "Я несу вам дар" (слова песен в русском переводе).
С конца 1982-го по 1985, наряду с Владимиром Николаевым в коллективе эпизодически появлялся Чеслав Поплавский.


К началу 1983-го года Владимиром Мулявиным была завершена программа на стихи Янки Купалы. Гениальные аранжировки всех песен программы были написаны Игорем Паливодой, Борисом Бернштейном и, возможно, Владимиром Ткаченко. Весной 1983-го композиция была показана полностью.
6-15 мая 1983-го - гастроли в Венгрии. Концерты для советских военнослужащих. С 28 мая по 5 июня концерты в Минском дворце спорта. Премьера программы Игоря Лученка "В этом прекрасном и тревожном мире", аранжированной для ансамбля Владимиром Ткаченко. Программа не получает должного отклика у публики. Никогда не исполняется в Москве, и лишь несколько номеров из неё исполняется в Ленинградском БКЗ "Октябрьский".
В фестивале "Песня-83" прозвучали песни "Я не могу иначе" и "Беседа с Отечеством".


Первая половина 1984-го года - работа над программой "Через всю войну", посвящённой 40-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Поработать над драматургией, сюжетной линией программы и над текстами песен Владимир Мулявин просит Валентина Тараса. Аранжировки песен программы написаны Владимиром Мулявиным, Игорем Паливодой, Владимиром Ткаченко, Борисом Бернштейном. В апреле для постановки сценографии вновь привлечён Леонид Бартлов. 9 мая состоялась премьера песенного спектакля на площади перед минским оперным театром. Собралось около 100.000 зрителей. Успех был грандиозный!
1 сентября 1984 года ансамблю исполняется 15 лет. По 1 каналу Центрального телевидения была показана концертная запись выступления ансамбля "Песняры" в программе " С любовью к земле родной". Прозвучало 6 песен. С ансамблем выступал Чеслав Поплавский, Владимира Николаева не было.


В начале 1985-го ансамбль покидает Игорь Паливода. За роялем временно появляется пианист Юрий Лукашевич. В середине 1985-го его сменил Олег Мартаков.
В августе 1985-го уходит Владимир Ткаченко. Он начинает работать в ресторане "Каменный цветок" (гитаристом). В ансамбль приходит молодой виртуозный гитарист Александр Растопчин.
К концу года окончательно уходят Владимир Николаев и Чеслав Поплавский.
31 декабря 1985-го ушёл бас-гитарист Борис Бернштейн, он так же начинает работать с Игорем Сафоновым, как басист.


В самом начале 1986-го года пришёл бас-гитарист Михаил Кульков.
В начале 1986-го года в газетах появляются объявления о наборе молодых музыкантов в "Молодёжную студию" ансамбля "Песняры". Весной 1986-го подобрался первый состав студии. Молодая группа выступает между отделениями концертов Песняров.
Первый состав молодёжной студии:
Александр Виславский – клавишные,
Виктор Корик – гитара,
Виктор Смольский – гитара,
Игорь Сацевич – бас.
Весной 1986-го коллектив покидает пианист Аркадий Эскин. За клавиши временно приходит Валерий Головко, он принимает участие в летних гастролях по России.
Владимир Мулявин начинает работу над новой концептуальной программой, на этот раз на стихи Владимира Маяковского. Сочинено и аранжировано несколько песен: "Послушайте!" (солист - Валерий Дайнеко, аранжировка - Валерий Головко), "Лиличка! (Вместо письма)" (солист - Владимир Мулявин).
В конце августа Валерий Головко уходит из ансамбля, Александр Виславский покидает "Молодёжную студию".
В сентябре 1986-го в ансамбль пришёл пианист, композитор и аранжировщик Дмитрий Явтухович. Одновременно с работой в основном составе Дмитрий играет на клавишах в молодёжной студии, состав участников которой выглядел теперь следующим образом:
Игорь Сацевич – бас,
Александр Сапега – ударные,
Сергей Антишин – гитара,
Виктор Смольский – гитара,
Владимир Любимский – гитара,
Дмитрий Явтухович – клавиши,
Вячеслав Степанов - вокал, композитор

В студии записана песня Игоря Лученка "Падаюць сняжынкі" (солист - Игорь Пеня, аранжировка - Дмитрий Явтухович и, частично, Олег Мартаков и Александр Растопчин).


С самого начала 1987-го продолжается работа над программой "Во весь голос!". Дмитрий Явтухович и Олег Мартаков доделывают и переделывают аранжировки песен.
В марте 1987-го ушёл Михаил Кульков, на бас-гитару пришёл Эдуард Тышко - брат первого басиста ансамбля Леонида Тышко.
В апреле 1987-го все музыканты молодёжной студии увольняются.
В апреле-мае 1987-го года музыканты "молодёжной студии" и "Песняров" записывают на станции Юных Техников в Минске песни и инструментальные куски к телефильму "Комедиант". Автор всей музыки - Дмитрий Явтухович, за исключением "Ну как тут не смеяться" - Владимир Мулявин. В июне снимаются эпизоды фильма, в съёмках принимают участие музыканты ансамбля "Песняры".
Летом состоялась сдача программы "Во весь голос!" Министерству культуры БССР. Концерт проходил в Орше, выступление записывалось, но запись, к сожалению, пока не найдена.
В конце августа 1987-го уволили Олега Мартакова, на клавиши приходит Александр Виславский. Вновь переделываются аранжировки некоторых песен из программы "Во весь голос!". В сентябре идёт подготовка к премьере. "Песняры" расположились в Москве в "Серебряном Бору", в пансионате Большого театра (метро "Полежаевская")
В октябре 1987-го в Москве в концертном зале "Россия" состоялась премьера новой концептуальной программы Владимира Мулявина на стихи Владимира Маяковского "Во весь голос!".
В ноябре состоялась ленинградская премьера программы в БКЗ "Октябрьский".

Песенное отделение концертов обновлено композициями:
"Кветка папараць" (автор - Валерий Иванов, солисты – Игорь Пеня и Валерий Дайнеко),
"На бітым гасцінцу" (солист - Владимир Мулявин, феноменально высокое фальцетное соло - Анатолий Кашепаров, аранжировка - Владимир Мулявин),
"30000 дней", "Запах полыни" (автор - Олег Иванов, солист - Валерий Дайнеко, аранжировка - Олег Мартаков),
"О, дай мне, Господи…" (Автор и солист - Игорь Пеня, стихи - А.Блок, аранжировка - Дмитрий Явтухович).

Запись песен "30000 дней" и "Запах полыни" в студии Останкино.
Запись инструментальных фонограмм новых вариантов песен программы "Во весь голос!".


В марте 1988-го из-за смерти отца и учёбы в ГИТИСе уходит Анатолий Кашепаров.
В репертуаре появляются новые песни:
"Печеная картошка" (автор - Олег Иванов, солист - Игорь Пеня, аранжировка - Дмитрий Явтухович и Александр Виславский, май 1988-го),
"Половину саду цвесть..." (солист - Игорь Пеня).

Июнь 1988 года - напряжённые гастроли в Казахстане (4 концерта в день!!!).
В июне 1988 года вернулся Игорь Паливода. Гастроли по Украине.
В сентябре 1988-го Дмитрий Явтухович поступает в аспирантуру, с октября перестаёт ездить на гастроли, официально увольняется 31 декабря 1988-го. Также уходит Александр Демешко.
В сентябре 1988-го приходит второй бас-гитарист Николай Неронский.
Запись песен "Монолог собаки" и "На тему критики" (солист - Владимир Мулявин).


Летом 1989-го Игорь Паливода и Эдуард Тышко вместе уходят (официально 1 сентября 1989-го).
Сентябрь 1989-го года - гастроли в 4-х африканских странах: Гана, Того, Буркина Фасо, Нигерия.
Осенью 1989-го (сентябрь-октябрь) в ансамбль пришёл молодой композитор и пианист Олег Молчан, он принёс собственную концептуальную арт-роковую программу "Слово Скорины", посвящённую 500-летию со дня рождения великого белорусского просветителя Франциска Скорины. Осенью идёт подготовка к юбилейным концертам. Для исполнения некоторых вокальных партий программы в группу приглашён стажёр Александр Москальчук, он пел около полугода. В студии ансамбля записаны "Слово Скорины", ряд старых и новых ("Максим и Магдалена") песен, аранжированных Николаем Неронским и Александром Виславским. Звукорежиссёр - Николай Неронский. В конце года начинается концертный тур по Украине и России, посвящённый 20-летию ансамбля.


В феврале 1990 года в ГЦКЗ "Россия" прошёл юбилейный концерт ансамбля, во втором отделении которого состоялась московская премьера программы Олега Молчана "Слово Скорины". Композиция очень сильная! Осмелюсь заявить, что "Слово Скорины" и сегодня может конкурировать с новыми работами тех лет грандов арт-рока – Yes, ELP, Genesis. 1 апреля состоялся юбилейный концерт в БелГосФилармонии. Вновь показана программа "Слово Скорины".
Летом 1990-го года, после окончания юбилейных концертов, уходит Александр Москальчук, Олег Молчан поступает в консерваторию и так же уходит из ансамбля.


Обстановка в стране становилась с каждым годом всё сложнее, за творчество приходилось давать взятки чиновникам, но Мулявин принципиально никогда этого не делал. За выступления на радио, телевидении, выпуск пластинок надо было платить деньги. Именно тогда появились бездарные "попсушники", сформировавшие новые музыкальные вкусы у зрителя. Но Владимир Мулявин продолжает создавать монументальные концептуальные программы. Летом 1991-го года он работает над программой "Венок" на стихи Максима Богдановича, приуроченной к 100-летию со дня рождения этого прекрасного поэта. Осенью 1991-го года (официально в октябре) вместе ушли Николай Неронский и Александр Виславский. На бас-гитару вернулся Эдуард Тышко, в качестве клавишника и аранжировщика приходит Олег Молчан. Ансамбль работает над программой, аранжировки всех песен написаны Олегом Молчаном. В ноябре состоялась премьера программы в Нью-Йорке, США в ООН. По возвращении из США программа была показана в Минске в БелГосФилармонии.


Весной 1992-го года скончался Эдуард Тышко. Олег Молчан приглашает на бас-гитару Александра Катикова. Отсутствие должного понимания и признания публики, материальные проблемы, тяжёлое моральное состояние артистов – всё это привело к ожидаемому результату. Первый глобальный кризис случился в "Песнярах" во второй половине 1992-го года. Уходит Владислав Мисевич, Валерий Дайнеко, чуть позже ансамбль покидает Владимир Беляев (уезжает жить в США). На барабаны временно приходит Вячеслав Булда. К концу года последним уезжает в США Александр Растопчин. В ансамбле пробуют себя несколько барабанщиков и гитаристов, в их числе Владимир Осипенко, Алексей Северинец... Никто из них надолго не задерживается.
Основной состав ансамбля включает в себя 4-х человек: Владимир Мулявин, Игорь Пеня, Олег Молчан и новичок Александр Катиков. Тем не менее, сочиняются и записываются новые песни: "Косил Василь сено", "Ой сад-виноград", "Светит полная луна"...Коллектив поддерживает Анатолий Кашепаров, принимая участие в концертах.


В 1993-м году в ансамбле появляется второй клавишник и вокалист Олег Козлович. Первые его работы для коллектива - "Ночка тёмная" и "Снег тополей".
"Песняры" принимают участие в концерте, посвящённом юбилею Юрия Рыбчинского. Специально для концерта делаются новые песни на стихи поэта: "Когда мы были юны" (муз. и аранж. О. Молчан), "Две сестры" (муз. В. Мулявин, аранж. О. Козлович), "Моя гитара" (муз. и аранж. О. Козлович).


Постепенно Олег Молчан подбирает новых музыкантов и к 1994-му году состав коллектива полностью укомплектован:
Владимир Мулявин – вокал, гитара, директор, худ.рук.
Игорь Пеня – вокал, клавишные, аккордеон
Александр Катиков – бас, вокал
Олег Молчан – клавишные
Олег Козлович – клавишные, акустическая гитара, вокал
Владимир Марусич – ударные, вокал, художественный свист
Виктор Молчанов – гитара.

В Голландии записывается первый CD ансамбля. В него входят как старые песни с новыми аранжировками, так и абсолютно новые композиции.
Летом в Витебске на фестивале "Славянский базар" проходит юбилейный концерт ансамбля. Владимиром Мулявиным и Олегом Молчаном создана новая программа "Голос Души". В ней помимо ансамбля задействованы академический хор и ансамбль танца "Хорошки".
В концерте в качестве гостей принимают участие бывшие члены ансамбля Анатолий Кашепаров, Валерий Яшкин, Александр Демешко (исполнили "Вологду"), Валерий Дайнеко (исполнил "Слуцкiя ткачыхi").


В 1995 году Владимир Георгиевич набирает молодёжную студию "Лявоны" (подобный эксперимент он уже проводил в 1986-87-м годах). В неё вошли молодые музыканты Павел Заяц, Олег Устинович, Георгий Высоцкий, Сергей Медведев, Юрий Задиран, Олег Козловский, Сергей Осипов и другие... Мулявиным задумана новая концептуальная программа, посвящённая белорусскому казачеству. Песни для программы пишут сам Владимир Георгиевич, Олег Молчан и Олег Козлович.


В апреле 1996 года в к/з "Россия" состоялась московская премьера программы "Казацкая вольница", минская премьера состоялась в мае 96-го, в БелГосФилармонии. Новые современные аранжировки хорошо принимались публикой, "Песняров" вновь ждал успех.


Летом 1997-го Виктор Молчанов уходит из ансамбля, его сменяет Аркадий Ивановский.
В конце 1997-го Александр Катиков записывает сольный альбом "Живём", в записи принимают участие настоящие и бывшие музыканты ансамбля "Песняры".


В январе 1998-го года Мулявин заболел, а в это время за его спиной начинаются разные чиновничьи интриги, говорить подробно о которых сегодня уже не хочется. Результатом их стало то, что в ансамбль возвращаются два старых участника ансамбля – Дайнеко и Мисевич, а последнего назначают директором, отстранив от этой должности Мулявина. Олег Молчан в это время находится в Москве и не знает о происходящем. Весной он возвращается в Минск и, вдвоём с Мулявиным, они срочно набирают новый состав ансамбля. В него вошли музыканты молодёжной студии "Лявоны" Сергей Медведев, Павел Заяц, Олег Устинович, солист оркестра п/у Финберга Вадим Косенко, Валерий Скорожонок (лауреат первого фестиваля польской песни в Витебске), а так же гитарист "Песняров" Аркадий Ивановский. Состав меняется, и количество людей на сцене доходит, как в былые времена, чуть ли не до 10-ти человек.
Существовало одновременно 2 состава ансамбля.
Осенью 1998 года Мулявин после личного приёма у президента Республики Беларусь был восстановлен в должности директора. Олег Молчан становится дирижёром и музыкальным руководителем ансамбля.
Музыканты состава п/у Мисевича уволены. В Москве они образовали ансамбль "Белорусские песняры".


В 1999-м году Владимир Мулявин летит в США к Леониду Борткевичу и Анатолию Кашепарову.
Для юбилейных концертов возвращается Кашепаров, 29 октября 1999-го - Борткевич.
В самом конце 1999-го года Олег Молчан уволился из коллектива и занялся продюсерской деятельностью.


В 2000 году проходят юбилейные концерты, посвящённые 30-летию коллектива. В них принимают участие Анатолий Кашепаров и Леонид Борткевич.
Кашепаров возвращается во Флориду. Борткевич остаётся.


21 января 2001 года в ГЦКЗ "Россия" прошел концерт "Песняров", посвященный тридцатилетию коллектива и закладке "Звезды" Владимира Мулявина на "Площади Звезд". Выступление ансамбля проходило совместно с оркестром п/у Финберга. Оркестровки были написаны бывшим гитаристом ансамбля Владимиром Ткаченко. Для юбилейного концерта из Германии приехал Валентин Бадьяров.
Июнь, сентябрь 2001 - концерты в США.


14 мая 2002 года случилось страшное. Возвращаясь домой со своей дачи, Владимир Мулявин на резком повороте не справился с управлением, и его "Мерседес-420" на огромной скорости вылетел в кювет, врезался в дерево и опрокинулся, превратившись в груду железа. Владимир Георгиевич остался жив, но получил очень серьёзные травмы.
Гастроли коллектива не были отменены, и ребята давали концерты без своего руководителя, который по-прежнему писал песни и проверял новые работы своих коллег, даже находясь в больнице. Так, аранжировку к песне "Седина в бороду" Мулявин заставлял переделывать ребят несколько раз. Выйдя из больницы, он хотел исполнить эту песню. Мулявин поправлялся и уже готовился выйти на сцену, пусть даже на коляске…
К сожалению, этой мечте не дано было осуществиться…
Утром 26-го января Мулявина не стало…

Хронология событий составлена Терёхиным Дмитрием.



Пожалуйста, поддержите финансово данный проект

Перевод на счёт PayPal


© Терёхин Дмитрий 2004-2017